Аргументы по направлению “Забвению не подлежит”

Какие подвиги никогда не забудутся?

Роман «В списках не значился» посвящён подвигу защитников Брестской крепости. Задача автора — рассказать о неизвестных, безымянных бойцах, о тех, от которых не осталось даже имён. Главный герой романа — девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. В крепость он приехал ночью 22 июня 1941 года. Через несколько часов после его приезда началась война. На глазах у главного героя погибают его товарищи. Оставшись один, он прячет знамя крепости и продолжает обороняться. Плужников провёл в подвалах десять месяцев. По ночам он совершал вылазки в поисках патронов, еды и методично, упорно уничтожал немцев. Когда фашисты узнали о его местонахождении, они окружили выход из подвала и отправили к нему переводчика. От этого человека Плужников узнал о победе в боях под Москвой и только тогда согласился выйти. Из убежища вышел почти слепой, худой, словно скелет, человек с чёрными обмороженными ступнями, седыми волосами до плеч. Этот человек не имеет возраста, и никто бы не поверил, что по паспорту ему всего 20 лет. Даже гитлеровцы отдали дань его стойкости, героизму и невероятному мужеству. Лейтенант Плужников не был включён в списки тех, кто нёс службу в крепости — он сам дал себе приказ сражаться, без чьих-либо команд сверху. Он не ушёл — он остался там, где ему приказал остаться собственный внутренний голос. Последние мысли Плужникова о крепости говорят о том, что русского человека не так просто сломить: «Крепость не пала: она просто истекла кровью, и я — последняя её капля». Образ Николая Плужникова — это олицетворение всех безымянных и неизвестных солдат, которые пали за родину, её свободу. Помнить о них — значит помнить о страшных событиях войны и никогда больше не допустить их на русской земле.

Какие подвиги важно помнить?

Человек не должен забывать о подвигах его предков. Это доказывает пример из книги В. Быкова «Обелиск». Рассказчик хочет восстановить справедливость и увековечить память об учителе Алесе Морозе и его жизненном подвиге. Подвиг учителя заключается не в истреблении противника, не в подрыве моста, а в преданности детям. В годы войны этот учитель помогал детям, одевал их, обувал, заступался за мальчишек перед строгими отцами. На протяжении войны распространял сводки информбюро среди местных граждан. Учитель попал в плен к немцам, чтобы спасти своих учеников, и был повешен вместе с ними. Имя учителя Алеся Мороза и одновременно героя войны прописано на обелиске в селе Сельцо.
Повесть “Обелиск” – это дань памяти всем безвестным героям Великой Отечественной войны, отдавшим свои жизни ради Победы. Фильм “Минута молчания”, снятый по этому произведению, с успехом обошёл экраны не только нашей страны, но и Западной Европы. Жестокая реальность событий и одновременно безмерные любовь и сочувствие к героям – вот две основные отличительные черты всех произведений Василя Быкова. И в этой повести описан геройский поступок, на который мало кто был способен и для совершения которого требуется гораздо больше силы духа и решимости, чем для убийства врага.

Живые всегда виноваты перед теми, кого нет

В повести «Навеки – девятнадцатилетние» Г. Я. Бакланов словами одного из героев, капитана Атраковского, говорит о значимости и ценности человека, его ответственности, о памяти, связующей народ: «Через великую катастрофу – великое освобождение духа, – говорил Атраковский. – Никогда ещё от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим. И это не забудется. Гаснет звезда, но остаётся поле притяжения. Вот и люди так».
Не раз главный герой повести возвращается к мысли о том, что «живые всегда виноваты перед теми, кого нет». Самым несправедливым кажутся ему безымянность смерти, уничтожающей человека со всеми его возможными помыслами и делами, что «от них всех ничего не останется», что «всё исчезает бесследно». Для Третьякова важна память о погибших, в которой продолжает жить человек. Символично, что после гибели во время обстрела от главного героя ничего не остаётся, только «облако взрыва», переходящее в «ослепительно белые облака, окрылённые ветром». Смерть освобождает солдат от страха, необходимости воевать, что подчёркивается Г. Баклановым в описании убитых пехотинцев: «Никому не подвластные отныне, лежали они в траве…»
По мнению писателя, война – катастрофа, ведущая к гибели людей, ломающая их сознание, однако память о ней способствует духовному росту человека, преображению народа, определению истинных жизненных ценностей.

Жизнь без исторической памяти обречена

В центре романа «И дольше века длится день» Ч.Айтматова жизнь путевого обходчика Едигея, человека «трудолюбивой души». Неслучайно Ч. Айтматов даёт такую характеристику главному герою: в предисловии к произведению он пишет, что человек «трудолюбивой души» не только тот, кто пашет землю или пасёт скот». По мнению писателя, «в столкновении вечного и текущего в жизни человек-труженик интересен и важен настолько, насколько он личность, насколько богат его духовный мир, насколько сконцентрировано в нем его время». Ч. Айтматов уверен, что такой человек не может пройти мимо чужого горя, не отвернётся от бед, постигших человечество, ведь он хранит в своей памяти легенду о манкурте – рабе, не помнящем своего прошлого, не осознающем себя человеком, убившем собственную мать. Согласно преданию, в давние времена местные песчаные степи-сарозеки были захвачены чужеземными племенами. Страшно было попасть к чужеземцам в неволю. Гладко выбритую голову пленника покрывали распаренной верблюжьей кожей «наподобие современных плавательных шапочек». Высыхавшая на солнце кожа «шири» словно бы тесным обручем сжимала голову раба, и тот либо умирал в страшных муках, либо полностью терял память. Манкурт никогда не убегал, беспрекословно подчинялся хозяину и не имел представления о собственном прошлом.
У одной из местных женщин по имени Найман-Ана пришельцы убили мужа, а сына взяли в плен. Найман- Ана нашла молодого Манкурта и признала в нём своего сына, но тот ничего не помнил и свою мать не узнал. День за днём Найман-Ана вела беседы с Манкуртом, пытаясь пробудить в нём память о прошлом, но всё было напрасно. Когда Найман-Ана захотела увезти его домой, чужеземные хозяева дали Манкурту лук со стрелами и приказали выстрелить в женщину, которая выдаёт себя за его мать, – иначе она сорвёт с него «шири» и «отпарит <…> голову». И когда Найман-Ана вновь приблизилась к сыну, тот пронзил мать смертоносной стрелой. Белый платок упал с её головы, «превратился в воздухе в птицу и полетел с криком: “Твой отец Доненбай! Доненбай!”» Так появилась на свете птица Доненбай, в ночи кричащая путникам: «Как твоё имя? Доненбай!», а место, где похоронили Найман-Ану, назвали Ана-Бейит – «материнский упокой».
Так писатель показывает, что жизнь без исторической памяти обречена. Если прервать связь между поколениями, наступят катастрофические последствия. Современные Едигею манкурты намного сильнее людей из легенды: за ними мощь государственной машины, они хотят забыть прошлое во имя будущего. Они построили космодром на месте родового кладбища. Однако «символ будущего» построен на могилах предков, и со стартовых площадок влетают не космические корабли, устремлённые к новым горизонтам, а боевые ракеты, созданные для того, чтобы земляне не могли контактировать с другими цивилизациями. Ч. Айтматов оставляет финал романа открытым: слишком сильно расходятся нравственные принципы «человека трудолюбивой души» с нормами, принятыми в обществе, где правят современные манкурты.


«Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин»

«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это лёгкое имя: Пушкин». Это слова, произнесённые А. Блоком в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина. Имя великого поэта не подлежит забвению. Пушкин, по мысли А.Блока, дитя гармонии, он вносит порядок в мир, придавая форму всему бесформенному. И Пушкин с легкостью нес свое тяжелое творческое бремя.
«При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте», – писал Гоголь. В самом деле, никто из поэтов до сих пор не вознесся выше Пушкина. Пушкин создал современный литературный язык, который «по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается едва ли не первым после древнегреческого» (И.С.Тургенев). Отозвавшись, по словам Тургенева, «бессмертными звуками на все веяния русской жизни», Пушкин завершил начатое Ломоносовым и продолженное Карамзиным дело, тем самым возведя литературу в достоинство дела национального.
Мы умираем, а искусство остается. И не будет Пушкину забвения, доколь «жив будет хоть один пиит», жив будет хоть один русский человек. «Солнце русской поэзии», «наше все» горит и греет бессрочно. Вечно молодое, светлое, звонкое, искрометное, звездное имя – рядом с хлебом и водой. Любимое на всех языках и наречиях имя – Пушкин.