Банк аргументов по направлению «Он и Она»

Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова «Дама с собачкой»

Любовь — это уникальное явление, это вечная тайна и загадка. Одним она приносит вдохновение и счастье, другие считают любовь мукой, страдают от ревности и порой в безумном порыве способны даже совершить преступление. И всё же подлинная любовь — это высшее проявление человеческого духа, выход за рамки своего Я. Любящий человек принимает другого со всеми достоинствами и недостатками, таким, какой он есть. Любящий ничего не требует взамен, но сам желает быть принятым и понятым — любимым.
Любовь всегда рядом с нами в разных своих проявлениях. Мы любим друзей и близких, любим животных, которые также отвечают нам беззаветной преданностью, любим свою профессию, свой дом, свой город, свою малую и большую родину. Но любовь между мужчиной и женщиной достойна особого внимания.
В чем уникальность любви между полами? В чем отличие любви от страсти? Любви от влюбленности? Как связана любовь и самопожертвование, любовь и предательство, любовь и ненависть, любовь и ревность? Какие вообще существуют отношения между мужчиной и женщиной, в чем специфика выражения «мужской» и «женской» любви? Каковы лики любви? В чем отличие любви-дружбы, любви-жалости, любви-сострадания, любви-нежности и др.? Любовь может сделать человека счастливым или несчастным, одних она окрыляет, другие из-за неё страдают и мучаются…
Конечно, у любви множество оттенков, но в любом случае, любовь — это то, что даёт нам силы жить и переживать полноту своего существования.
Многие поэты и писатели обращались к вечной теме любви, и каждый из них описывал это чувство по-своему. Именно об этом и предлагается поразмышлять тем, кто выберет данное направление.

Что такое настоящая, подлинная любовь?

Что такое настоящая, подлинная любовь, мы видим в стихотворении А.С.Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Любовь, по мысли Пушкина – это чудо, способное осветить беспросветность и мглу жизни. Настоящая любовь оживает в сердце лирического героя на лоне ночной южной природы. В этом чувстве есть печаль и грусть, но эта печаль светла, а грусть легка. Любимая полностью заполнила собой все мысли и чувства лирического героя. И он удивляется свойствам своего сердца –  не любить и не гореть оно не может: Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

Счастливая любовь

Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором писатель показывает читателю несколько счастливых супружеских пар. Гармонично складываются отношения родителей Петра Андреевича Гринёва, а также капитана крепости Ивана Кузьмича Миронова и его супруги Василисы Егоровны, которые жили счастливо до трагедии расправы Пугачёва над защитниками крепости. Несмотря на все испытания, посланные судьбой, счастливо сложились и отношения Петра Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» можно проследить судьбу счастливо сложившихся семейных пар, чьи отношения наполнены любовью и гармонией: граф и графиня Ростовы, Николай Ростов и княжна Марья, Наташа Ростова и Пьер Безухов. Наташа и Пьер в романе — это родственные души, они обрели настоящее счастье. Княжна Марья своей нежностью, напряженной, сложной духовной жизнью, терпимостью дополняет и усмиряет бурный, вспыльчивый нрав своего супруга Николая Ростова.

Любовь как источник жизни и вдохновения

А.С. Пушкин в лирике («Я помню чудное мгновенье…») даёт своё определение сущности любви: любовь – это источник жизни и вдохновения. Поэт разворачивает перед нами свои душевные переживания. В первой части стихотворения возлюбленная описывается как символ красоты, божества, вдохновения, она – «гений чистой красоты». И как ни тяжелы были испытания, выпавшие на долю лирического героя, какой бы безысходной ни казалась жизнь «во мраке заточенья», образ неволи, лишившей героя всех радостей, сменяется переживанием светлой стороны бытия – душа откликается на зов красоты, пробуждается от отчаяния и готова вновь творить и любить. Для любящего сердца лирического героя воскресают вновь угасшие было без любви «и божество, и вдохновенье», и само ощущение жизни: «…И для меня воскресли вновь / И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь».

Жертвенная любовь

В стихотворении А.С.Пушкина «Я вас любил…» мы видим мотив жертвенной любви. Лирический герой говорит о сильном чувстве, живущем в его душе. Это чувство — бурное, сильное и одновременно — робкое и нежное. При этом герой с грустью осознает, что любимая не отвечает ему взаимностью. Но он не хочет нарушать ее душевный покой («Я не хочу печалить вас ничем»). Мотив самопожертвования очень значим в этом стихотворении, герой желает героине, чтоб в жизни ей встретилась столь же сильная, настоящая любовь, которая была бы взаимной. Он желает ей счастья. На такие чувства способны далеко не многие. Это поистине подлинная любовь.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема настоящей, глубокой любви дана на фоне пошлой, мещанской жизни. Маргарита, полюбив Мастера, прощается со своей прошлой жизнью, жертвует благополучием, своим положением, комфортом ради участи любимого. Она поддерживает его в минуты отчаяния. Ради своего любимого она идет на сделку с Воландом, соглашаясь быть царицей бала Сатаны.

«Поединок роковой…»

Ф.И. Тютчев в стихотворении «Предопределение» выражает свой взгляд на любовь, давая определение отношениям любящих людей как рокового поединка. «Союз души с душой родной —/ Их съединенъе, сочетанье, / И роковое их слиянье, / И… поединок роковой…» Роковой –  это, как читаем в толковом словаре Д.Н. Ушакова, «приносящий горе, несчастье, доставляющий неизбежно страдания, неотвратимый». Самим названием стихотворения поэт отсылает читателя к божественной воле, давая понять, что избежать борьбы в отношениях с любимым человеком невозможно, так как это предопределено свыше. Ф.И.Тютчев предрекет в любви неизбежное страдание, постепенное уничтожение в неравной борьбе двух сердец того сердца, что нежнее. «Любя, страдая, грустно млея, / Оно изноет наконец…».

Любовь как роковая страсть

В повести «Тарас Бульба»  Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над человеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарищества, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предательства.

Н.С. Лесков в повести «Леди Макбет Мценского уезда» исследует природу любви-страсти, начисто завладевшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайлова. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть — это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Искусство любить

Нравственный труд по развитию любви в любимом существе и должен составлять содержание любви. И совершён он может быть только сознательным усилием. В этом искусство любви. Из состояния «для себя» человек должен перейти в состояние «для тебя», перенести центр личного существования из «я» в «ты». Об этом замечательно писал известный психолог Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить». Автор описывает парадоксальную ситуацию: большинство из нас согласны, что любовь – это важно. Многим её не хватает. Некоторые её активно ищут. Но почти никто не учится любить. А любовь – это искусство. Так же, как ребенок овладевает чтением и письмом, точно так же нужно прилагать ежедневные усилия по воспитанию и взращиванию чувства любви. Поэтому можно утверждать, что любовь – это духовное материнство. Она раскрывается в вынашивании лучших частей души любимого человека, с материнской самоотверженностью и материнским терпением.

Какой след оставляет любовь в сердце человека?

Во всех произведениях И. Бунина любовь воспринимается героями как «солнечный удар», вспышка, яркое событие в жизни, воспоминание о котором остаётся на всю жизнь: “он [Митя], совсем маленький, стоял с какой-то молодой женщиной, – вероятно, с своей нянькой, – и вдруг что-то точно озарилось перед ним небесным светом, – не то лицо ее, не то сарафан на полной груди, – и что-то горячей волной прошло, взыграло в нем, истинно как дитя во чреве матери…” Но чаще всего это прекрасное чувство не приносит радости, не делает людей счастливыми, заставляет мучиться и страдать, становится испытанием судьбы и наказанием свыше. (Таковы многие сюжеты рассказов Бунина, так происходит и в “Митиной любви”, и в “Легком дыхании”, и в “Чистом понедельнике”). Но, оставаясь в памяти как прообраз вечности, такая любовь позволяет осознать, что ее мгновения – главная ценность жизни и величайшая радость.

Любовь как божий дар

Для Куприна любовь — дар божий, доступный не каждому. Например, иногда такая любовь, «настоящая любовь», которая «даётся человеку раз в сто лет», может пройти мимо, даже не тронув сердце. А может и заставить страдать только потому, что человек понял, что это была та самая, настоящая любовь в его жизни слишком поздно. Но любовь в любом случае, с точки зрения А. Куприна, благодатна, даже если она не взаимна, потому что это лучшее, что может произойти с человеком, как бы трагична она не казалась другим со стороны. Так, Желтков, герой “Гранатового браслета”, знает, что в глазах людей, не имеющих опыта любви и живущих обыденной жизнью, его чувство кажется “болезнью”, “сумасшествием”, но сам он абсолютно уверен в обратном: это не маниакальная идея, а награда, дар божий.

Во владении царя Соломона оказались все прелести материального мира, о которых только может мечтать человек: богатство, власть, мудрость. Все этим владеет царь, и всему он выносит приговор: “все суета сует и томленье духа”. Только любовь оказывается вечной божественной мудростью, познать которую так желал иудейский царь. Она одна “дороже богатства славы и мудрости, дороже самой жизни, поому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти”. Такую любовь великий царь смог найти в “простой, обожженной солнцем” девушке, обладающей великим даром избранных натур – умением любить.

Эгоистическая любовь

Вспомним роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», образы Бэлы, княжны Мери. Здесь представлена действительно трагическая любовь. Бэла стала неинтересна Печорину: «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой». Он сломал её судьбу и привёл Бэлу к гибели, хоть и от руки Казбича. Мери тоже была сломлена духовно нелюбовью Печорина: «… её большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; её бледные губы напрасно старались улыбнуться». Печорин понимает причину несчастья женщин, встреченных им на жизненном пути: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья — и никогда не мог насытиться».

Эгоистическая любовь в литературе зачастую соприкасается с проблемой любви собственнической, болезненной. Эгоистическая любовь стремится завладеть объектом своего желания, присвоить его себе, властвовать над ним. Чувство ревности, которое вызывает такая любовь — это разрушительная сила, способная разбить даже самые прочные связи, самые крепкие узы, убить светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности.
Примером такой разрушительной любви является шекспировский Отелло, который под воздействием эгоистического чувства и глупой, беспочвенной ревности убил Дездемону — любовь всей его жизни.

Парадоксальность чувства любви

В стихотворении Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…». поэт исследует парадоксальность чувства любви, взаимоотношений любящих людей. Чаще всего мы губим то, что сердцу нашему всего дороже. Любовь в восприятии поэта во многом трагедийна, безмятежное счастье на земле невозможно.

Парадоксальность и антиномичность любовного чувства непревзойденно выражено И.Буниным в “Темных аллеях”. Создавая ощущение идеального времени для воплощения любви – молодости, Бунин подчеркивает предельную незащищенность этого возраста, отсутствие опыта, терпения, мудрости. Все эти “нелепости” стоят на пути счастья молодых людей, а возможность и невозможность любви находятся на пике своего конфликта.

О любви как о внутренне противоречивом чувстве хорошо писала Лу Саломе – женщина, сочетавшая в себе богатство любовного опыта и интеллектуальную рефлексию: “В любви каждого из нас охватывает влечение к чему-то иному, непохожему; это новое может быть предугадано нами и страстно желанным, но никогда не осуществимым. Поэтому постоянно опасаются конца любовного опьянения, того момента, когда два человека слишком хорошо узнают друг друга и исчезнет это последнее притяжение новизны”.

Трагическая любовь

В очерке Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна Измайлова, духовно не разбуженная героиня, страдающая от скуки семейной жизни с человеком старше неё и бездействия, полюбила работника Сергея, слепо во всём следовала за ним, совершила ряд чудовищных преступлений, за что попала на каторгу, а там была оставлена тем, ради кого жила. Катерина бросилась в воду и, погибнув, увлекла за собой новую возлюбленную Сергея Сонетку, таким образом отомстив ему.

Катерина, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза», написана драматургом совсем иной. Но, несмотря на свою глубокую веру в Бога и высокие нравственные понятия, она не в силах была совладать со своими чувствами к Борису. Он же, послушно следуя требованию Дикого, после публичного признания Катерины в их связи едет в Сибирь. Расставаясь с героиней пьесы, он отказывает ей в просьбе взять ее с собой (что было бы спасением для Катерины), хотя прекрасно понимает, что оставляет её в тяжёлом состоянии: «Борис (рыдая). Ну, Бог с тобой! Только одного и надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго! Прощай!» Вскоре после расставания с Борисом Катерина бросается в Волгу и погибает.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – писал Л.Н.Толстой в романе «Анна Каренина». Главная героиня романа Анна, как и многие другие герои романов Толстого, тяготится высшим светом, всей душой она жаждет полноценной жизни, настоящей любви. Безраздельно отдавшись своей страсти, изменив мужу, героиня гибнет под колесами поезда. Толстой показывает, что, стремясь усилием личной воли возместить все то, что не додали семья и общество, человек сталкивается со своим собственным трагическим чувством вины. Не случайно эпиграфом к роману являются слова из Евангелие: «Мне отмщение, и Аз воздам», которые Толстой интерпретирует так: «Наказывает только Бог, и только через самого человека».

Почему мы любим именно определенного человека?

И. Анненский в стихотворении «Среди миров» поднимает проблему избранности любви. Мы не понимаем, почему мы любим определенного человека, но понимаем, что нам «темно с другими». В этом, по мысли поэта, загадка человеческой души.

Если Пушкин в романе “Евгений Онегин” замечал по поводу зарождения чувства Татьяны Лариной так: “пришла пора, она влюбилась”, указывая тем самым на естественность влюбленности, то А.П.Чехов в рассказе “Дама с собачкой” показывает позднее чувство, родившееся совершенно случайно и надолго: «Анна Сергеевна и он [Гуров] любили друг друга как очень близкие, родные люди, как муж и жена, как нежные друзья <…> Они простили друг другу то, чего стыдились в своем прошлом, прощали всё в настоящем и чувствовали, что эта их любовь изменила их обоих». Почему Анна Сергеевна и Гуров полюбили друг друга и так и не смогли вернуться к прежней жизни, остается только предполагать.

Несостоявшееся счастье, разминувшиеся герои

В центре романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — история несостоявшегося счастья. Получив письмо Татьяны, Онегин «посланьем Тани живо тронут был». Однако он думает о том, что в сердце его нет места для любви: «Мечтам и годам нет возврата; Не обновлю души моей… Я вас люблю любовью брата И, может быть, еще нежней…». На самом же деле Онегин уже «заметил» Татьяну, выделил ее из всех. «Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт», — говорит он Ленскому. И отношения героев завязываются уже здесь. Онегин пока не может распознать смутного, неясного чувства в своей душе, угадать его, дать ему «четкое определение». И только в финале романа герой начинает понимать, что он любит Татьяну. Однако теперь счастье их невозможно: она вышла замуж и будет верной своему мужу. Пушкинский герой доверяет лишь собственному жизненному опыту, его представления о жизни замкнуты в плену привычных стереотипов. Жизнь же, по мысли поэта, гораздо шире, мудрее и парадоксальнее практического опыта одного человека.

Финал повести А.П. Чехова «Дом с мезонином» рождает в нас чувство горечи от осмысления ситуации несостоявшегося счастья героев. Художник и Женя могли бы быть счастливы, но обстоятельства и окружающие против них, у героев недостает силы характера, решимости, чтобы отстоять свое право на любовь.

Прихотливость и непредсказуемость любви

И.С. Тургенев в повести «Ася» показывает, что любовь – это стихия неуправляемая, неподвластная ни человеческому разуму, ни анализу, ни рациональным размышлениям, ни расчету. В любви очень легко разминуться, не встретиться. В повести звучит мотив несостоявшегося счастья, как и в романе «Евгений Онегин». Герой слишком поздно разобрался в собственной душе и понял, что любит Асю: «Я знавал других женщин, — но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось <…> Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, тот самый цветок, который она некогда бросила мне из окна…»

М. Цветаева в стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной…» острое переживает отсутствие любви, которая была так возможна. Она ощущает родственную душу, желает быть вместе с героем, но принимает ее отсутствие, неизбежную невозможность спокойно, с благодарностью. Рефреном повторяется фраза: «Мне нравится, что вы больны не мною…». В ней можно услышать и прочувствовать многое:  и несогласие с судьбой,  и насмешку, и вопрос,  но главное – это утверждение любви, в которой можно «не играть словами», «не краснеть удушливой волной», не гулять под луной, словом, не испытывать тех обычных романтически-наигранных чувств, которые испытывает каждый.

Испытание любовью

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» мы видим, как герой проходит испытание любовью: в эпилоге автор пишет о том, что Родион Раскольников «потеплел» в отношении к Соне, которая вслед за ним отправилась на каторгу, стремясь разделить с Родионом все тяготы ссылки, поддержать его. Она стала точкой опоры в его начавшемся духовном и душевном воскресении: «Он вспомнил, как он постоянно её мучил и терзал её сердце; вспомнил её бледное, худенькое личико, но его почти и не мучили теперь эти воспоминания: он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все её страдания». Любовь главных героев стала трудным испытанием, дающим искупление и прощение.

Может ли случайная встреча быть судьбоносной?

Артистка Татьяна Петровна в рассказе К. Паустовского «Снег»., уехавшая в годы войны из Москвы, волей судеб знакомится с солдатом Николаем, сыном умершего старика, у которого она снимала комнату. Героям кажется, что они давно знают друг друга, они чувствуют внутреннее родство. В душах их рождается любовь. Николай даже вспоминает, где мог видеть эту женщину раньше. И это видение сродни его юной мечте о любви. Поэтому Татьяна Петровна не хочет разрушать его мечту – так встреча двух случайных людей становится судьбоносной.

Судьбоносной в романе становится встреча Николая Ростова и Марьи Болконской. Любовь возникает здесь с первого взгляда, с первого слова. Николая поражает благородство девушки, глубоко трогает беда, в которую она попала (бунт крестьян в имении). Он помогает ей. И внешне непривлекательная княжна преображается под воздействием родившейся в ее душе любви: большие, красивые глаза ее освещаются новым светом, в движениях появляется грация, в голосе — новые, грудные нотки. Николай Ростов женится на княжне Марье, в финале мы видим счастливую, хорошую семью.

Любовь как уникальное духовное явление

Любовь – уникальное духовное явление. Именно в любви открывается нечто великое –  бесконечная ценность человеческой личности, радость растворения, радость милосердия и умаления себя ради того, кого любишь. Поэты и писатели всегда открывали в любви возвышенно-нравственное начало — нежность, гармонию, человечность. Каждому открывается в любимом что-то совершенно особенное, единственное, отвечающее потребностям именно его души: что ни любовь, то новая истина. Но, несмотря на разнообразие этих истин, существует и нечто абсолютное, объединяющее их, — чувство бесконечной ценности человеческой личности.

Любовь как главная выбирающая сила в жизни

Русский философ Иван Ильин, сравнивая жизнь с бесконечно бегущим потоком, который обрушивается на нас и несет нас с собою, так писал о любви: “Нельзя человеку прожить без любви потому, что любовь есть главная выбирающая сила в жизни. Нельзя жить всем тем, что несет с собой поток жизни, надо выбирать, отказываться от очень многого. Выбирающая сила есть любовь”. Действительно, слово любовь предполагает привязанность, предпочтение, любовь требовательна, она хочет, желает, приемлет, ждет. Когда мы совершаем выбор, то любовь становится главной побудительной силой такого шага.

Любовь как развивающееся чувство

История человеческих чувств — история восхождения к человечности. В любви, как в истории жизни и мысли на земле, постоянно появлялось нечто новое, менялось отношение к женщине, трансформировались отношение между полами. Так, например, в древних культурах любовь понималась прежде всего как любовь-обладание (например, в скандинавском, французском героическом эпосе), любви как личного чувства не существовало. В христианском мире любовное чувство сильно меняется, трансформируется в любовь жертвенную, любовь-страдание, любовь-заботу.  Оставаясь уникальным духовно-телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новыми состояниями человеческой души — живой, ищущей, развивающейся.

«Наука страсти нежной…»

Любовь – это искусство или наука? Этим вопросом задавались уже в древности. Например, древнеримский поэт Публий Овидий Назон в своем трактате «Наука любви» старался говорить о любви как о сложной любовной игре, включающей множество разнообразных правил. Этой науке можно обучиться. Например, первый этап – это выбор «объекта», второй – «охота» и преследование, затем следует этап «завоевания сердца»: для этого этапа нужно развивать способность к комплиментам, быть опрятным, неутомимо учиться выражать свою преданность. Важно, что наука любви – это не совокупность технических приемов, а целое искусство по созданию любовных чувств. Не случайно А.С.Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» упоминает именно Овидия, когда рассказывает предысторию своего героя.

“Чем больше женщину мы любим…”

Образ страстного любовника, обольстителя, перед обаянием которого не может устоять ни одна женщина, был создан в Испании и распространился по всей Европе. Гофман писал: “Без устали стремясь от прекрасной женщины к прекраснейшей, с пламенным сладострастием до пресыщения, до губительного дурмана наслаждаясь ее прелестями, неизменно досадуя на неудачный выбор, неизменно надеясь обрести воплощение своего идеала, Дон Жуан дошел до того, что вся земная жизнь стала ему казаться тусклой и мелкой“. В поэме Байрона Дон Жуан становится не обольстителем, а наблюдателем, который не столько охотится за женщинами, сколько избегает их. Именно в таком образе вечный любовник перекочевал в русскую литературу и превратился в хандрящего дворянина.

«Мировая культура знает Дон Жуана-гедониста и Дон Жуана-бунтаря, Дон Жуана циничного и Дон Жуана сентиментального, Дон Жуана закоренелого грешника и Дон Жуана раскаявшегося, Дон Жуана губителя женщин и Дон Жуана влюбляющегося. Есть Дон Жуаны – теоретики донжуанства. И есть Дон Жуаны стихийные, живущие так, как хочется, послушные своим страстям, порывам и прихотям» (В. Е. Багно. «Дон Хуан и Дон Кихот»).

“Нет, я не дорожу безумным наслажденьем…”

Донжуанский список Пушкина насчитывает около полусотни имен. Кто как не Пушкин знал все тайны женского сердца! В стихотворении “Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…” Пушкин сравнивает любовь “вакханки молодой” и скромной смиренницы. Симпатии поэта оказываются отнюдь не на стороне “пылких ласк” и “содроганий” – он “мучительно счастлив” сдержанно-холодными ответами скромницы, которая предается любви “нежна, без упоенья”. Но, несмотря на кажущееся противопоставление, поэт отнюдь не умаляет силы страсти второй героини – она одаривает старательного любовника страстью наперекор стыдливому рассудку и, оживляясь, разделяет “поневоле” пламенный порыв лирического героя. В этом стихотворении, на мой взгляд, Пушкину удалось тонко и очень емко передать момент зарождения осмысленной любви.

“А счастье было так возможно…”: любовь и семья (к постановке проблемы)

На протяжении веков понятия “любовь” и “семья” были и остаются тесно связанными. Но их взаимоотношения весьма противоречивы. С одной стороны, брак считается венцом любви, а супружеская любовь – идеалом, к которому стремятся все влюбленные. С другой стороны, любовь свободна и не признает брачных уз. Великие истории любви – это, как правило, истории любви отнюдь не супружеской.
Возможна ли любовь в браке? Не становится ли он завершением любовной истории и началом рутины, где есть место привязанности, нежности, но нет места страстному влечению?
Вспоминая историю Онегина и Татьяны, справедливо задаться вопросом: насколько возможно и близко было счастье, о котором Татьяна говорила Евгению при расставании? А может быть, он был прав в своей отповеди, признаваясь, что, привыкнув, тотчас ее разлюбит? Известная писательница Айн Рэнд писала по поводу любви: “Одним из самых вредных – с точки зрения человеческих страданий – заблуждений, порожденных мистицизмом, нужно считать веру в то, что любовь – дело “сердца”, а не ума, что она – эмоция, не зависящая от разума, слепая и недоступная для мышления”. Сохранить любовь в браке, когда возлюбленные теряют ореол недостижимости, недоступности – самое тяжелое испытание для любви. Говоря языком русской литературы, эту связь можно выразить в общепринятой формуле “предложения руки и сердца”. Именно русская литература “остро чувствовала антиномию любви-эроса и любви-жалости и всегда истолковывала феномен любви с глубочайшей степенью психологизма” (В.П.Шестаков).

Родительская любовь

В поэме «Реквием» А. А. Ахматова описала перенесённые ею самой события, связанные со сталинскими репрессиями, когда в тюрьме оказался её сын. В течение 17 месяцев поэтесса испытывала ужас ожидания хоть какой-нибудь весточки о нём. В поэме тема родительской любви показана с пронзительной болью и искренностью:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
В этих строках звучат боль, безысходность, матери после вынесения приговора её сыну:
И упало каменное слово
На мою ещё живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
Несмотря ни на что, А. Ахматова верит в будущее, верит в жизнь:
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
Ведь недаром именно она, имевшая серьёзные претензии к режиму, не оставила свою Родину в трудные, переломные годы.