Подготовка к ОГЭ по литературе

Культура России во второй половине XVIII века.

Если в первой четверти XVIII века развитие культуры России связано с именем Петра Великого, то во второй половине – с Екатериной II. Эти два имени уже современниками сопоставлялись как символ двух последовательных эпох русской культуры. В то же время они составляли резкий контраст. «Петр создал русские тела, а Екатерина вложила в них душу», – говорили современники.

Каковы же особенности развития русской культуры в екатерининский период? Чем он отличается от петровского времени?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Прежде всего екатерининская эпоха является эрой в истории русского общественного самосознания. Практицизм и целесообразность петровского времени уступают место идейно-нравственным исканиям. Важнейшую роль в этом плане сыграло влияние книжной морали и общественной теории, которые охватывают уже не отдельные личности, а целые общественный круг. К нему принадлежала не только дворянская, но уже и формирующаяся разночинная, а также крепостная, состоящая их художников, архитекторов, композиторов, артистов, интеллигенция. Правда, последний слой интеллигенции, в силу крепостнической зависимости, не мог существенным образом влиять на развитие общественной и нравственной мысли, но своим исполнительским мастерством способствовал их распространению. Все это обусловило усложнение духовной жизни общества, углубило ее дифференциацию, вывело общественное сознание за рамки официального направления.

На развитие нового мышления значительное влияние оказали идеи западноевропейского, особенно французского, Просвещения. Екатерина II имела несколько встреч с Вольтером и вела переписку с Дидро. Сама творческая деятельность российской императрицы первоначально способствовала распространению идей  Просвещения. Но общественный строй России оказался с ним в противоречии. Это привело к тому, что власть, в том числе Екатерина II, после колебаний принимает сторону тех социальных сил, которые занимали охранительную позицию по отношению к самодержавию и крепостничеству.

«Почему Россия управляется хуже Франции? – спрашивал Екатерину Дидро и отвечал: потому что свобода личности сведена здесь к нулю!» Следствием этого явилось формирование в России идеологии просвещённого абсолютизма. Основные ее черты выражались:

  1. В представлении о монархическом государстве как высшем этапе политической организации общества, в котором только и возможно осуществление общего блага всех подданных;
  2. В отождествлении государства с верховной властью, с монархом, власть которого не должна никем и ничем быть ограничена, она непогрешима и безгранична.
  3. В вере во всемогущество монарха, в мудрость и справедливость его законодательной деятельности.

Следует отметить, что идеи просвещенного абсолютизма разделяли как представители оппозиционнодворянской консервативной мысли (А.П.Сумароков, М.М.Щербатов и др.), так и сторонники просветительства (Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин и др.) Однако в отличие от официальной идеологии они по-иному подходили к вопросам самодержавия, крепостничества, просвещения народа. Так, А.Я.Поленов, С.Е.Десницкий, Н.И.Новиков, Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов выступали с идеей ограничения произвола помещиков, форм и методов крепостнической эксплуатации, призывали к гуманному отношению к крестьянам. Идею бессословного образования, всеобщего и раннего общественного воспитания высказал В.В.Попугаев. Екатерина II же, признавая, что все тяготы народа связаны с его невежеством, все-таки писала графу Н.С.Салтыкову: «Черни не должно давать образования, поскольку если будут знать столько же, сколько вы да я, то не станут нам повиноваться в такой мере, как повинуются теперь».

В то же время Екатерина II, вступая в полемику со своими противниками, первоначально не прибегала к репрессиям, а старалась убедить их в своей правоте. Именно при ней, впервые за всю историю России, общественно-политические споры были перенесены на страницы периодической печати. Во второй половине XVIII века появляется целый ряд новых газет и журналов. Так, в 1769-1776 гг. публиковался журнал «Всякая всячина». Литературным редактором этого первого русского сатирического периодического издания являлся Г.В.Козлицкий. Но за его фигурой стояла сама Екатерина II, что стало известно в литературных кругах несмотря на то, что свои статьи она никогда не подписывала. В этом журнале рекомендовалось изобличать пороки общества, но отвлеченно, не имея в виду критику конкретных личностей.

После первых публикаций «Всякой всячины» открывает свой журнал «Трутень» главный полемист Екатерины II, известный русский просветитель Н.И.Новиков. На обложке журнала красовался эпиграф директора русского национального театра, поэта и писателя А.П.Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». Новиков оказался в журналистике сознательным и принципиальным защитником слабых против сильных, высказывал симпатии к представителям третьего сословия, бичевал невежество и чванство. Он брал конкретные случаи из области общественных отношений и, если они противоречили нормам человеческого сосуществования и справедливости, подвергал их беспощадной критике. Так, Н.И.Новиков писал: «Я слыхал следующие рассуждения: в маленьком человеке воровство есть преступление против законов; в среднестепенном – воровство есть порок, а в превосходительной степени воровство не что иное, как слабость. Хотя бы и не так надлежало: ибо кто имеет превосходительный чин, тот должен иметь и превосходительный ум, и превосходительные знания, и превосходительное просвещение: следовательно, и преступление такого человека должно быть превосходительное». По выражению П.Н.Милюкова, «этим самым он хотел возвратить императрицу на ту почву, которая была ей неприятна».

Не одержав над Новиковым духовной победы, Екатерина перешла к репрессиям. В 1770 году журнал был закрыт. Но в 1772 г. Новиков стал издавать журнал «Живописец», в 1777 г. – «Кошелек», которые также со временем закрывались. После этого он занялся книгоиздательской деятельностью, арендовав типографию Московского университета. Московский период Новикова был связан с деятельностью масонского движения, которое в это время в определенной степени выражало свое несогласие с официальной идеологией.

О масонстве до сих пор очень мало известно. Корни его уходят в средневековье. Первые масоны называли себя «вольными каменщиками», возводили храмы и свободно переезжали из города в город. Их престиж подкреплялся мифологией, согласно которой свою родословную они вели от строителей египетских «чудес света» и храма царя Соломона в Иерусалиме. Архитектурным познаниям и предметам своей профессии (циркуль, мастерок, угольник) они придавали философско-мистическое толкование. Для сохранения тайн ремесла были введены секретные ритуалы, пароли, особые знаки опознания, по которым удостоверялась принадлежность к той или иной категории (ученик, подмастерье, мастер), позже произошло соединение строителей с рыцарями. Ложи масонов стали пополняться за счет аристократии и буржуазии. Они и составили ряд тех, кто способствовал появлению ордена франкмасонов. Масонство делилось на ложи, в которые чаще всего принимали людей одного круга. Исследователи масонства полагают, что выше Христа масоны почитали  Великого Архитектора Яхбулона. В нем зашифрованы имена трех богов: еврейского – Яхве, ханаанского, или вавилонского – Ваала (видоизменен под Бут, или его еще называют Везельвул) и египетского Осириса. В XVII в. зарождается движение масонов розенкрейцеров (розового креста), основание которого связывают с чешским мыслителем Яном Амосом Коменским  (1592-1670) и протестантским священником из Вюртемберга Иоанном Андреа (1586-1654). Но это движение окончательно оформилось именно в Англии под защитой цеха свободных каменщиков франкмасонов. В 1731 Великий магистр Великой Лондонской ложи лорд Ловелл назначил капитана Джон Филипса провинциальным Великим мастером для всей России. Правда, первоначально эта ложа объединила лишь иностранцев. Только в 1740 г., когда ее возглавил Джейс Кейт, в ложу стали вступать русские. В 1750 г. в нее вступает Иван Перфильевич Елагин, человек незнатного происхождения, а в 1772 г. он становится «провинциальным великим магистром» первой русской Великой ложи. В 1775 г. в его ложу «Астерея» вступает Н.И.Новиков. Его, как и многих других гуманистов и просветителей России, масонство привлекало своими идеями. Вот как их выразил один из русских масонов: «Масонство видит во всех людях братьев, которым оно открывает свой храм, чтобы освободить их от предрассудков их родины и религиозных заблуждений их предков, побуждая людей к взаимной любви и помощи. Оно никого не ненавидит и не преследует, и цель его может определиться так: изгонять между людьми предрассудки каст, условных различий происхождения, мнений и национальностей, уничтожить фанатизм и суеверие, искоренить международную вражду и бедствия войны; посредством свободного и мирного прогресса достигнуть закрепление вечного и всеобщего права, на основании которого человек призван к свободному и полному развитию всех своих способностей…» Переехав в Москву, Новиков выступает против войн, которые вела Екатерина II. Вместе с немцем Щварцем, профессором МГУ, он занимается просветительством, а после его смерти возглавляет студенческое общество – «Собрание университетских питомцев», которое способствовало распространению среди населения книг. Таким образом, масонство приобретало уже общественную силу. Это обеспокоило Екатерину II, тем более что одну из масонских лож посещал ее сын Павел. По ее указанию московские ложи были разгромлены. Н.И.Новиков был приговорен к заточению в Шлиссенбургскую крепость на 15 лет (освобожден Павлом I в 1796 г.). Князья Н.И Трубецкой и И.П.Тургенев были высланы на жительство в свои деревни. В той или иной степени пострадали и другие масоны.

Однако следует отметить, что, содействуя распространению просветительских идей (Вольтер и Дидро были масонами), масонство как в России, так и в других странах не соответствовало тем идеалам, которые оно выдвигало, иначе как объяснить создание привилегированных масонских лож типа «Озирис» в Москве для лиц исключительно княжеского происхождения, стремление немецких, французских и английских масонов подчинить Россию интересам своих государств. Как можно совместить декабриста П.Пестеля, поэта А.С.Пушкина и шефа жандармов графа Бенкендорфа, Николая II (одно время посещавшего ложу мартинистов) и А.Ф.Керенского, банкира и министра временного правительства, А.Гучкова и большевика И.Скворцова-Степанова, основателя американской демократии Джорджа Вашингтона и бывшего итальянского фашиста, главы ложи «П – 2» Лиго Джелли и т.д.?

В екатерининскую эпоху наряду с просвещенческо-либеральной мыслью возникла и радикальная. Наиболее яркое выражение она получила в творчестве А.Н.Радищева (1749-1802), автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву». В ней он поставил конкретный вопрос по уничтожению самодержавия. По его мнению, «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Эта книга вызвала резкую реакцию у императрицы. По ее указанию она была конфискована и уничтожена. Только 25 экземпляров поступили в продажу, а в 1858 году книга была впервые переиздана в Лондоне А.И.Герценом. Автор же был арестован и заточен.

Как известно, Петр I положил начало светскому образованию в России. Екатерина II предприняла первые попытки по привидению его в систему. Для этого в 1782 году была образована «Комиссия об учреждении училищ». Ее возглавил специально приглашенный сербский педагог Ф.И.Янкович де Миреево, сыгравший видную роль в осуществлении школьной реформы в Австрии. Под его руководством был разработан «План к установлению народных училищ в Российской империи». В 1783 году в Петербурге открывается главное народное училище, задача которого состояла в подготовке учителей для всей страны. В 1786 году из его состава выделилась учительская семинария, преобразованная в начале XIX века в Учительский институт, а затем Главный педагогический институт. В 1786 году Екатерина II утвердила «Устав народных училищ». Он фиксировал складывание единой системы светской школы от малого народного училища до университета. К концу века действовало 193 народных училища. Центром высшего образования являлся открытый по инициативе М.В.Ломоносова еще при Елизавете Петровне Московский государственный университет. В 1776 году при нем был создан дворянский благородный пансион, который закончили А.С.Грибоедов, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, и др. Позже появились частные пансионы. Еще раньше 1764 году было открыто первое в Росси женское учебное заведение – Смольный институт благородных девиц. Екатерина II уделяла большое внимание воспитанию подрастающего поколения. Ею лично если не написано, то по крайней мере отредактирована книга «О должностях человека и гражданина», которая стала обязательным наставлением для всех школ. В ней были изложены четыре заповеди любви к отечеству: не говорить и не делать ничего предосудительного в отношении правительства; безоговорочно выполнять указания монарха и решения всех государственных учреждений; «уповать на прозорливость и праводумие правителей»; наконец, «повиновение сынов отечества должно быть действующее», то есть подданный должен «ко благу государства действительно употреблять свои способности и свое умение».

При Екатерине II оформляются первые научные центры Росси: Петербургская Академия Наук, Вольное экономическое общество (1765), Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского литературного языка. Первым русским академиком России стал М.В.Ломоносов (1711-1765). С его именем связано развитие таких наук, как географии, минералогия, физика и химия. В 1748 году он сформулировал, а через несколько лет доказал общий принцип сохранения материи и движения как всеобщего закона природы, который почти 30 лет спустя был вновь открыт французским химиком А.Лавуазье. Ломоносов впервые затронул вопрос об этногенезе славян, а его «Краткий российский летописец» был основным учебником по истории в XVIII веке.

Наконец, в екатерининскую эпоху начался процесс формирования русской национальной школы в литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве.

В это время совершенствовался русский литературный язык. В поэзии принципы силлабо-тонического стихосложения, основанного на чередовании ударных и безударных слогов в строе, сформулировал В.К.Тредиаковский (1703-1768). Господствующим направлением в литературе, как и в целом в художественной культуре II половины XVIII века, являлся классицизм, оформившийся в России позже, чем в Западной Европе, что наложило свой отпечаток. Национальной особенностью русского классицизма являлась его связь с просветительством, это внесло в него элементы демократизма. Основные тенденции русского классицизма заключались не только в нормативности, жанровой регламентации, интересе к античности, но и в приверженности идее монархической государственной власти, патриотизма, приоритета общественного долга. Основными литературными жанрами русского классицизма являлись: ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман.

Во второй половине XVIII века оформляется русский национальный театр. В 1756 году в Петербурге был учрежден первый  в России государственный театр во главе с Ф.Г.Волковым. В 1779 году – частный театр на Царицыном лугу (Марсово поле), которым руководил известный русский актер И.А.Дмитриевский. Для развития театрального искусства в России немало сделала Екатерина II, написавшая лично ряд пьес, а также А.П.Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, директор российского театра в Петербурге.

Основание русской музыкальной школы связано с именами Е.И.Фомина (1761- 1800) и В.А. Пашкевича (1742-1797). Для их творчества характерен демократизм, интерес к народной музыке. Мелодрама Фомина «Орфей» (1792), написанная на текст Я.Б.Княжнина, стала крупнейшим достижением музыкальной культуры XVIII века.

Во второй половине XVIII века завершается формирование русской национальной школы живописи. Большое распространение получает творчество портрета, которое имело две тенденции: реалистический и парадный. Портреты Ф.С.Рокотова отличались интимностью, душевной тонкостью, Д.Г.Левицкого – жизнеутверждающим просветительским началом (портреты Дидро и Новикова), В.Л.Боровиковского – связью с идеями сентиментализма («Портрет М.И.Лопухиной»).

В это время наконец-то были заложены основы русской светской культуры. Ее основоположниками являлись: Ф.И.Шубин (портреты М.В.Ломоносова, полководца П.А.Румянцва-Задунайского), М.И.Козловский («Самсон, раздирающий пасть льва» – центральная фигура в композиции Большого каскада фонтанов Петродворца), Э.Фальконе («Медный всадник»). Виднейшими представителями русского классицизма в архитектуре были В.И.Баженов и Е.И.Старов («Дом Пашковых» в Москве, Таврический дворец в Петербурге), М.Ф.Казаков (здание Сената в Кремле, московского университета, дом князей Долгоруких, переданный Дворянскому собранию).

В итоге можно сделать следующие выводы:

  1. Эпоха Просвещения окончательно покончила с монополией церкви на духовную и культурную жизнь общества, заложила идейные предпосылки для формирования гражданского общества в европейских странах;
  2. В отличие от веяний эпохи Возрождения идеи Просвещения получили широкое распространение в России;
  3. Просвещённый абсолютизм в лице Петра I и Екатерины II способствовал вхождению России в число развитых европейских стран.

Таким образом, можно сказать, что екатерининская эпоха, имела много общего с петровской, но в то же время ознаменовала собой качественно новый этап в развитии культуры.